Версия сайта для слабовидящих
22.12.2020 09:22
87

05. Образовательные стандарты

С 01 января 2014 года вступил в силу Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

ФГОС Дошкольное образование

ПРИКАЗ № 31 от 21 января 2019 г. "О внесении изменения в федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155"

ПРИКАЗ   № 955 от 8 ноября 2022 г. "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Утверждённых образовательных стандартов, самостоятельно устанавливаемых требований не имеется.

Целевые ориентиры дошкольного образования

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Стандарт направлен на достижение следующих целей:

1) повышение социального статуса дошкольного образования; 

2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения; 

4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

 

Что такое ФГОС ДО?

 Впервые в истории нашей культуры дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования. Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию». Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Стандарт учитывает особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах ее реализации. 

Стандарт выдвигает три группы требований:

  • Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования

  • Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования

  • Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования

Стандарт является основой для разработки ООП ДО, которая направлена на создание условий развития ребёнка и создание развивающей образовательной среды.

Содержание программы должно охватывать 5 образовательных областей:

1.     Социально-коммуникативное развитие;

2.     Познавательное развитие;

3.     Речевое развитие;

4.     Художественно-эстетическое развитие

5.     Физическое развитие.

Объем основной образовательной программы дошкольного образования (далее по тексту ООПДО)

 Обязательная часть – не менее 60% от её общего объёма.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений – не более 40%.

 

 Структура ООП ДО

   Включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

    В процессе реализации ООП ДО решаются задачи всех образовательных областей через 9 видов детской деятельности: игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игр; коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирования с ними); восприятие художественной литературы и фольклора; самообслуживание и элементарный бытовой труд; конструирование из разного материала; изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация); музыкальная деятельность (восприятие музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на музыкальных инструментах); двигательная (овладение основными движениями).

 Условия реализации программы включают в себя требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим, финансовым условиям реализации ООПДО, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

 

Требования к результатам освоения ООП ДО представлены

в виде целевых ориентиров:

  • ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

  • ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

  • ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

  • у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

  • ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

  • ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности 

 

Участие родителей

Родители вправе выбирать любую форму получения образования. Это и частные сады, семейные, при этом они вправе «на любом этапе обучения продолжить образование в образовательной организации» Статья 44 «Закон Об образовании в РФ» гласит: «родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования»

 

Федеральные нормативные документы

 

​​​

​​