15. Доступная среда
В данном разделе сведения представлены в соответствии с требованиями п. 3 Постановления Правительства РФ от 10.07.2013 №582 с изменениями от 17.05.2017 г., от 21.03.2019 г. №575, от 11.07.2020 №1038 и Требований Рособрнадзора (приказ от 14.08. 2020 г. №831), а также приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309, с изменениями от 18.08.2016 г. «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
Нормативные документы, регулирующие процесс образования детей с ОВЗ
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015г. №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «Об образовании в Российской Федерации»
3. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ.
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2014 г. N 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» (с изменениями и дополнениями от 21.01. 2019г)
Обеспечение возможности получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
1. В образовательной организации разработана адаптированная основная образовательная программа для лиц с ОВЗ (для детей с тяжелыми нарушениями речи).
2. Специалистами (учителями-логопедами, педагогом-психологом) применяются специальные методы обучения и воспитания по коррекции речевого развития и эмоциональной сферы.
Дети с ОВЗ (с тяжелыми нарушениями речи) могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях.
Оборудован и функционирует кабинет логопедической помощи для:
— подгрупповой и индивидуальной работы с детьми
— консультативной работы с родителями и воспитателями
Наличие специально оборудованных учебных кабинетов
Оборудован и функционирует кабинет психолого-педагогической помощи для:
— осуществления психолого-педагогической помощи детям, педагогам, родителям
— групповой развивающей и профилактической работы с детьми
— подгрупповой развивающей и коррекционной работы с детьми
— индивидуальной работы с детьми
— диагностической работы с детьми
— консультативной работы с родителями и педагогами
— организационно-методической работы
Наличие приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностью здоровья помещений и объектов для проведения практических занятий
Не предусмотрено
Наличие библиотеки, приспособленной для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
1. Отдельное помещение, отведенное под библиотеку, отсутствует. Книжный фонд располагается в методическом кабинете и в групповых помещениях:
— книги для педагогов (методическая и справочная литература)
— книги для воспитанников (сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей)
Наличие объектов спорта, объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
1. Спортивный зал
Предназначен для организации двигательной образовательной деятельности, физического развития детей, проведения физкультурных занятий, утренней гимнастики, подгрупповых и индивидуальных занятий, спортивных соревнований, праздников и развлечений.
2. Спортивная площадка
Предназначена для организации двигательной образовательной деятельности, физического развития детей, проведения физкультурных занятий на свежем воздухе.
3. Музыкальный зал
Предназначен для проведения утренней гимнастики, развлечений, праздников.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Кабинеты учителя-логопеда и педагога-психолога обеспечены дидактическими средствами обучения: демонстрационные и для индивидуального пользования картины, игры, игровые пособия на развитие всех компонентов речи, развития психических процессов (восприятие, память, мышление) в достаточном количестве для организации индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здание образовательной организации
Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие мобильных лестничных подъемников, пандусов, стоянки для автотранспортных средств инвалидов, доступных санитарно-гигиенических помещений. При входе в ДОУ не предусмотрена вывеска с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне.
Специальные условия питания
В МКДОУ организовано 5-разовое питание в соответствии с цикличным меню на холодный и теплый период для детей общеразвивающих групп (10 групп), а также групп компенсирующей направленности для детей с ТНР (2 группы) в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами САНПИН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не осуществляется.
Специальные условия охраны здоровья
Медицинское обслуживание воспитанников учреждения осуществляется на основании действующей Лицензии на осуществление медицинской деятельности согласно договору о совместной деятельности с ОГБУЗ «Шелеховская районная больница» от 12.08.2021 г.
Для проведения лечебно-профилактической работы в учреждении функционируют медицинский кабинет, процедурный кабинет.
С целью охраны здоровья воспитанников обеспечивается:
— мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении
— обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием ДОУ
— осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил
— оказание несовершеннолетним первичной медико-санитарной помощи, доврачебной помощи
— организуются лечебно-профилактические мероприятия
— медицинские осмотры
— организация и проведение иммунопрофилактики
— выявление заболевших детей со своевременной их изоляцией от других детей, наблюдение за детьми, кратковременно находящимися в изоляции
— проведение санитарно-просветительской работы
— контроль питания
— организация и проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий
Санитарно-гигиеническое состояние ДОУ соответствует требованиям санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»: световой, воздушный и питьевой режимы поддерживаются в норме.
С целью снижения заболеваемости проводятся профилактические и закаливающие мероприятия (утренняя гимнастика после сна с использованием дыхательных упражнений, босохождения, правильная организация прогулки, соблюдение температурного режима в течение дня).
В детском саду организовано психолого-педагогическое сопровождение воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Функционирует психолого-педагогический консилиум ДОУ. Задачами ППК является:
— выявление трудностей в освоении основной образовательной программы МКДОУ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении воспитанников для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения;
— разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанников;
— консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей воспитанников; содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования
— контроль за выполнением рекомендаций ППК
ППК тесно сотрудничает с ПМПК города Шелехова. В сложных ситуациях для определения дальнейшего образовательного маршрута воспитанники с родителями направляются на дальнейшее обследование в ПМПК.
Договор о совместной деятельности ОГБУЗ «Шелеховская районная больница»
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья
1. Информационная база ДОУ оснащена:
— электронной почтой;
— выходом в Интернет;
— функционирует официальный сайт ДОУ, оснащенный вкладкой «версия для слабовидящих».
2. МКДОУ обеспечен ноутбуками с наличием информационного и программного обеспечения, а также мультимедийными средствами обучения, аудиотехникой.
3. В соответствии со ст. 18 ФЗ «Об образовании в РФ» в организации созданы условия для информационного обеспечения и сопровождения образовательного процесса. Ноутбуки и USB модемы, подключаются к сети Интернет через роутер детского сада, который обеспечивает Wi—Fi сигнал. При наличии беспроводной сети Интернет в группах есть возможность выхода на образовательные информационные ресурсы с целью организации разных видов деятельности и культурных практик воспитанников.
4. Контракт об оказании услуг передачи данных и телематических услуг связи (Интернет) заключен с оператором связи ООО «».
5. В свободное от деятельности с детьми время каждый педагог ДОУ при помощи администратора точки доступа к сети Интернет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении.
6. Координация и информационно-методическое обеспечение осуществляется старшим воспитателем МКДОУ.
Информационные системы и информационно-телекоммуникационные сети не адаптированы для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Информационные электронные технологии используются в работе с детьми дошкольного возраста в организованной образовательной деятельности, при организации и проведении праздничных мероприятий, спортивных соревнований, развлечений и других видах детско-взрослой деятельности. Мультимедиа-технологии установлены в музыкальном зале, методическом кабинете. В групповых комнатах используется мобильное оборудование и телевизор.
Для успешной организации образовательного процесса в МКДОУ сформирована база электронных ресурсов по всем областям в соответствии с ФГОС ДО, которые активно используются в работе с воспитанниками. В нее входят презентации педагогов в соответствии с календарно-тематическим планом.
Доступ к электронным образовательным ресурсам для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрен.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального использования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Не предусмотрено
Наличие общежитий, интернатов, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Не предусмотрено